Эксперт: блокировка Facebook может сломать российский интернет и телевидение
10 марта Роскомнадзор замедлил работу Twitter, одновременно с этим временно вышли из строя сайты Кремля, РКН и Правительства РФ. Ранее в Госдуме заявили, что на очереди Facebook. Чем грозит запретительная деятельность интернет-регулятора обычным пользователям, рассказал «Прецеденту» директор «Общества защиты интернета» Михаил Климарев.
Стреляли по Twitter, зацепили себя
10 марта Роскомнадзор замедлил работу Twitter на всех мобильных телефонах и частично — на компьютерах. Это связано с тем, что соцсеть не удаляет запрещенный контент по требованию ведомства. Также Роскомнадзор заявил, что Twitter может быть заблокирован «до тех пор, пока призывы к совершению самоубийств несовершеннолетними, детская порнография, а также информация об использовании наркотических средств не будут удалены».
После того как Роскомнадзор объявил об ограничениях в отношении Twitter, клиенты разных российских провайдеров стали жаловаться на проблемы с доступом к сайтам Роскомнадзора, Кремля, Государственной думы, правительства, Следственного комитета, а также различных министерств и ведомств.
В Министерстве цифрового развития заявили, что проблемы с доступом к сайтам госструктур не имеют отношения к работам по замедлению Twitter; по данным ведомства, они были связаны со сбоем маршрутизаторов в сети «Ростелекома». К середине дня провайдер сообщил, что сбои устранены и сайты работают нормально.
— Вообще замедлять работу Twitter — это оксюморон. Потому что это сервис коротких сообщений, что касается текстовых — их практически невозможно существенно замедлить, РКН удалось добиться замедления прогрузки картинок. Это, конечно, немного раздражает, но вполне терпимо, — говорит директор «Общества защиты интернета» Михаил Климарев.
Российская аудитория Twitter составляет около 15 млн пользователей — это 0,43% от общего числа аккаунтов в сети. Поэтому нет никакой уверенности в том, что социальная сеть предпочтет выполнять требования РКН, боясь потерять российский сегмент.
— Поскольку это произошло в одно и то же время, я думаю замедление Twitter и неполадки на российских сайтах все-таки связаны, ранее они довольно стабильно работали в течение нескольких лет. Есть несколько версий, самой вероятной я считаю, что Роскомнадзор просто в очередной раз облажался. Упавшие вчера сайты хостились при поддержке «Ростелекома» и при настройке глушащего оборудования (или при активации вчерашних команд) сотрудники могли что-то перепутать. Ведь они были доступны не только в России, такая вот катавасия получилась, — говорит Климарев.
Западные СМИ (в частности, CNN и The Guardian) накануне написали ироничные материалы о Роскомнадзоре, который «стрелял по Twitter, но зацепил собственные государственные сайты».
— Реноме криворуких ****** (наш собеседник долго искал цензурный синоним, но не нашел, ближайшее по смыслу — «недотеп» — прим. редакции) Роскомнадзора в очередной раз укрепилось в глазах всего мира, — говорит Климарев.
Что дальше?
Facebook — следующий кандидат на замедление трафика в России, сообщил 10 марта «Интерфаксу» член профильного комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
— Если РКН будет замедлять или блокировать Facebook, ситуация будет намного хуже: эта сеть в РФ популярнее Twitter и использует более сложную инфраструктуру для распространения контента. Последствия могут быть самыми разными, не то что госсайты упадут, но и целые сегменты интернета и даже телевидение в России могут перестать работать, — говорит Климарев.
Если же Роскомнадзор симметрично атакует YouTube (принадлежащий Google), то корпорация может попросту вывести из строя все телефоны на базе Android на территории РФ, считает наш собеседник.
— Ответная реакция Google может превратить все андроидные смартфоны, а их в России куда больше, чем тех же iPhone, в кирпичи: они не смогут принимать push-уведомления, обновлять операционную систему, пользоваться магазином приложений и так далее. А если мировое сообщество, в том числе и производители смартфонов, ополчатся на Россию за действия РКН, мы вообще можем быть отрезаны от цифрового общества, — говорит Климарев.
По его мнению, сейчас самое важное то, как ситуация будет развиваться дальше, и какая реакция последует от мирового сообщества и крупных цифровых корпораций. Михаил Климарев склонен ожидать как отключения России от различных интернет-сервисов, так и различных экономических санкций.
Кстати, в ночь на 11 марта Twitter отреагировал на замедление работы Роскомнадзором.
— Сервис Twitter глубоко обеспокоен участившимися попытками заблокировать и ограничить публичное общение в интернете. Мы знаем о том, что работа Twitter намеренно замедляется в России из-за опасений по поводу удаления контента, — заявили представители Twitter, не сказав, планируют ли выполнять требования РКН.
Напомним, ранее Михаил Климарев рассказал «Прецеденту», почему рейтинг свободы интернета в России упал ниже ноля:
Виктор Бобровников